Средний срок службы аккумулятора составляет три-четыре года. Иногда хорошая батарея от именитого бренда может проработать и семь лет. Но на практике часто случается, что аккумуляторы перестают держать заряд уже на вторую зиму. Тогда, когда гарантия на них уже не действует. Единственный выход – покупать новую АКБ. Рассказываем, как выбрать аккумулятор для автомобиля.
Когда покупать новую батарею
Аккумулятор может прослужить гораздо меньше срока, если используется в «неблагоприятных» условиях. Его ресурс серьезно сокращают короткие и редкие поездки по городу. Они приводят к недозаряду батареи и могут стать причиной перегрева и дефектов. Кроме того, срок эксплуатации уменьшают автосигнализации и предпусковые подогреватели.
Как понять, что АКБ нужно менять:
- Глубокий разряд. Измерьте напряжение на клеммах. Если оно ниже 12,4 В, то АКБ сильна разряжена. Всего три таких полных разряда способны ее испортить.
- Трудный запуск. Если стартер работает вяло и мотор запускается только на третью секунду, то это плохой признак. Обычно проблемы с запуском начинаются с приходом холодов.
- Повреждения корпуса. Если вы видите, что на корпусе есть трещины или дыры, а на самих клеммах – белый налет или отложения, то устройство нужно срочно менять.
Но не спешите избавляться от старой батареи. Попробуйте ее зарядить. Как правило, это решает проблему. Если у вас дома нет зарядного устройства, обратитесь в автосервис. Там аккумулятор снимут, проверят и зарядят примерно за 2000 рублей.
Разновидности автомобильных аккумуляторов
- Сурьмянистые
Их пластины выполнены из свинца с добавлением сурьмы, которая придает им прочности.
Плюсы | Минусы |
Недорогие – стоимость стартует от 2000 рублей. | Склонны к быстрой саморазрядке – теряют порядка 5% ежемесячно. |
Их можно заряжать обычными зарядными устройствами. | Служат обычно не больше четырех лет – меньше, чем конкуренты. |
Не склонны к появлению дефектов из-за неаккуратного обращения. |
- Кальциевые
Пластины-электроды у таких аккумуляторов выполнены из свинца и покрыты кальцием. Он делает их более прочными. Такие батареи не склонны к испарению влаги при зарядке. За счет нестандартной формы пластин выдают больший пусковой ток, чем аналоги таких же размеров.
Плюсы | Минусы |
Саморазряжаются не так быстро, как сурьмянистые – теряют до 4% заряда ежемесячно. | Плохо реагируют на глубокие разряды и теряют при них до 20% емкости. |
В среднем служат пять лет. | Долго заряжаются и не подходят для непродолжительных поездок. |
Не портятся, если заряжать их больше, чем нужно. | |
Не склонны к появлению дефектов из-за неаккуратного обращения. |
- AGM
Такие батареи лишены жидкого электролита. Вместо этого в них используется стекловолокно, пропитанное электролитом. Это большое преимущество – из батарей AGM никогда ничего не вытечет. Это дополнительный плюс к безопасности.
Плюсы | Минусы |
Медленно саморазряжаются – до 2% ежемесячно. Благодаря этому АКБ можно спокойно хранить. Это актуально, когда автомобиль используется только в определенные сезоны. | Заряд напряжением 14,4 В может вывести батарею из строя. |
Служат до восьми лет. | Требуют хорошего автоматического зарядного устройства, в идеале со специальным режимом заряда AGM. Нуждаются в особой зарядке после глубокого разряда. |
Выдают пусковой ток на 50% больше кальциевых и сурьмянистых версий. | Стоят как минимум в два раза дороже сурьмянистых. Стоимость стартует от 9000 рублей. |
Быстро заряжаются, поэтому подходят для коротких городских поездок. |
- Гелевые
Это самые инновационные и навороченные аккумуляторы. В их жидкий электролит добавляют загуститель, который делает жидкость гелеообразной. Это позволяет защитить АКБ от кристаллизации пластин даже при сильном разряде. Если такая батарея полностью разрядится, то даже не потеряет емкость. Кроме того, гель исключает вентиляцию. Аккумуляторы полностью герметичны.
Плюсы | Минусы |
Имеют больший ресурс: переживают в два раза больше циклов заряда, чем AGM-версии. | Работают от -30 до +50 градусов. Это достаточно узкий диапазон. |
Служат до восьми лет. | Нуждаются в особом зарядном устройстве. |
Не боятся повреждений корпуса из-за гелеообразного электролита. | При неправильном заряде напряжением в 17 В портятся и приходят в негодность. |
Небыстро саморазряжаются – теряют до 1,5% заряда ежемесячно. | Дорогие. Стоимость стартует от 15000 рублей. |
- EFB
Создатели этих аккумуляторов постарались совместить свойства AGM- и сурьмянистых версий. Электролит здесь жидкий, а массивные пластины изготовлены из чистого свинца. На каждой из них есть «мешок» из микроволокна. Он предотвращает сульфатацию пластин при сильном разряде.
Плюсы | Минусы |
Не нуждаются в обслуживании. | Стоят дороже сурьмянистых. Цена стартует от 6000 рублей. |
Подходят для использования в большом диапазоне температур: от -50 до +60 градусов. | |
С легкостью выдерживают глубокие разряды и при зарядке полностью восстанавливают свою емкость. | |
Оперативно заряжаются и подходят для редких и коротких городских поездок. |

Как выбрать АКБ
Чтобы выбрать хороший аккумулятор, нужно знать как можно больше его характеристик. Из них есть как важные, так и желательные.
- Размеры
У каждой модели авто – свои нюансы места установки батареи. Чтобы не ошибиться, лучше взять батарею, размеры которой будут сопоставимы с размерами оригинала. Для гарантии лучше снять старый аккумулятор и измерить его рулеткой с трех сторон. Выступающие части и форма крышки не учитываются. Если у вас нет времени или возможности снять батарею, просто обратитесь в магазин автотоваров, и там вам подберут аккумулятор.
А вот обращаться за помощью к сайтам по подбору батарей на марке и модели авто не стоит. Велика вероятность ошибки – даже несовпадение на 5 мм может быть критичным. Если и доверять, то только порталам популярных производителей, например, Varta, Bosch, Exide, Optima.
- Крепление
Для надежной фиксации аккумулятор закрепляют с помощью нижнего и верхнего крепления. Посмотрите, как он закреплен в вашей машине, и выберите новую версию под аналогичный тип крепления. Экспериментировать не стоит – из-за неправильных и даже самодельных способов фиксации автомобиль может вспыхнуть.
- Обслуживание
Если вы собираетесь обслуживать аккумулятор, проверьте, есть ли доступ к его отсекам и имеются ли на них винтовые пробки. Батарея, которую можно будет обслужить, обойдется дешевле и прослужит дольше.
- Полярность
Она бывает прямой, когда плюсовая клемма располагается слева, и обратной, когда она находится справа. Очень важно купить АКБ с корректной полярностью, иначе подключить ее вряд ли получится.
- Дата изготовления
Общего стандарта маркировки не предусмотрено. Каждый бренд по-своему указывает дату изготовления. У одних производителей это штамп на пластиковом корпусе, у других – наклейка.
У российских брендов код состоит из четырех цифр. Первые две обозначают месяц, а вторые две – год изготовления. У зарубежных производителей код не такой простой. Инструкцию по расшифровке можно найти на официальном сайте или в Сети.
Ориентироваться на дату изготовления важно. Саморазрядка на протяжении длительного времени в некоторых случаях снижает емкость батареи. Для сурьмянистых версий лучше ориентироваться на срок годности до полугода, а для остальных – до 18 месяцев.
- Объем мотора и емкость батареи
При запуске мотора стартер приводит в движение коленвал и другие элементы. Чем больше сам мотор, тем больше энергии требуется стартеру для запуска и тем более емкий должен быть аккумулятор.
Емкость батареи измеряется в ампер-часах. Для каждого объема двигателя рекомендована своя емкость АКБ.
Объем мотора | Емкость АКБ |
1,6 л и менее | 44 А⋅ч |
1,6-2,5 л | 55-60 А⋅ч |
2,5-3,5 л | 62-66 А⋅ч |
3,5 л и более | 70 А⋅ч и более |
Для дизельных моделей стоит выбирать емкость с запасом в 10-20 А⋅ч. Для современных авто с большим количеством электроники – в 5-10 А⋅ч.
- Пусковой ток
Под этим термином подразумевают число амперов, которое аккумулятор способен единоразово выдавать для запуска мотора. При выборе по пусковому току нужно учитывать климат. В южных регионах с мягкими зимами об этом параметре можно не думать совсем. Если зимой в вашем регионе температура практически не опускается ниже -10 градусов, то подойдет пусковой ток 260 А, если ниже -20 градусов – то 300 А. Если вы живете в средней полосе и северных районах, ориентируйтесь на пусковой ток 300-400 А. А для большого внедорожника он должен быть как минимум 500 А.
- Производитель
Если вы хотите, чтобы аккумулятор служил как можно дольше, присмотритесь к продукции известных брендов:
- Цена
Стоимость одинаковых аккумуляторов в разных магазинах может отличаться. Понять, какая площадка предлагает лучшую цену, можно с помощью платформы Price.ru.
Если старая батарея вам не нужна, можно обратиться в специализированный магазин и сдать устройство в обмен на скидку до 1500 рублей. В таких точках указывают сразу две цены: стандартную и вторую, со сдачей старой АКБ.
Выводы
При выборе аккумулятора следуйте простым рекомендациям:
- Прежде чем покупать новую батарею, разберитесь со старой. Пройдите диагностику в лицензированном сервисе. В некоторых случаях работу устройства получается продлить еще на пару лет.
- Самый простой вариант заменить АКБ – купить родную модель. Но нужно быть готовым не к самой приятной цене.
- Если вы решили выбрать другого производителя, учитывайте характеристики старой модели. Они должны быть не хуже. Тогда двигатель будет стабильно запускаться в любую погоду.
- Перед покупкой убедитесь, что новая батарея подходит по способу крепления и полярности.
Заключение
Автомобильный аккумулятор – тот элемент, который используется круглый год. И если в теплое время прокручивать коленвал несложно и с этой задачей справляется практически любая батарея, то зимой стартеру приходится особенно нелегко, и он потребляет много тока. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, позаботьтесь о покупке качественной АКБ. И тогда она будет служить вам долгие годы.
Спасибо за статью, у меня авто 2012г, Кио Рио, родной АКБ, наверное надо менять